Перейти к содержанию Перейти к левой боковой панели Перейти в подвал

История города

Нижнее селение — первоначальное место жительства работников Белорецкого завода. Название получило во второй половине XX века, когда рабочие стали селиться на правом берегу реки Белая. В XVII — первой половине XIX века в Нижнем селении располагались завод, окруженный деревянной стеной с башнями, избы жителей поселка, господский дом, церковь, больница. Первоначальный вид поселка мало изменился.

В первой половине XX века Первомайский поселок являлся общественным центром Белорецка. В доме заводского инженера был организован первый клуб, в приусадебном участке разбили городской парк культуры и отдыха. Здесь имелись аттракционы, фонтан, был установлен бюст Карла Маркса, достопримечательностью была детская железная дорога. В клубе работали кружки художественной самодеятельности. Самодеятельные артисты давали концерты, ставили театрализованные представления. В 1937 году в клубе появилась первая звуковая киноустановка. Ныне на территории сада расположен профилакторий Белорецкого металлургического комбината.

В апреле 1940 года на главной площади Первомайского поселка были построены Дворец культуры СПКП (Сталепроволочно-канатного производства), в котором размещалась наша библиотека (включавшая абонемент, читальный зал) и стадион «Юность».

В начале тридцатых годов было произведено масштабное переселение, значительно изменившее облик города. Под новые цехи БМЗ понадобились новые площади, пришлось идти на нелегкое решение о переносе 400 домов из Нижнего селения за речку Мату.

Всей кампанией руководил один десятник Козлов, имевший в своей распоряжении бригаду строителей и несколько машин. За один 1932 год около двух тысяч жителей Белорецка стали заматинцами.

По мнению Чанышева (один из заместителей управляющего Южно-Уральским трестом), в переселении одни плюсы: «капитально отремонтированы дома с новыми нижними венцами, крышами, вдали от заводского шума, дыма и копоти».

С точки зрения жителей: нарушен быт и дальше добираться до работы. Это вызвало напряжение работников, особенно осенью и весной, когда нельзя было ни пройти по льду, ни воспользоваться паромом. Приходилось делать крюк через плотину, летом ждать очереди у парома (было тогда такое средство переправы через пруд).

Белорецкий мост

По предложению завкома построили пешеходный мост длиной 600 метров.

С тех пор, с середины 30х годов, он был привычным атрибутом жизни белоречан и одной из достопримечательностей города.

Нажмите, чтобы увеличить
Нажмите, чтобы увеличить
Нажмите, чтобы увеличить

(По материалам книг «Белорецкая энциклопедия», А. Егоров «Зеркало белорецкого пруда. 1557-2007»)